Свободный полет модерна
Стиль модерн стал отправной точкой для многих современных танцев. Он подчеркивает свободу от балетного диктата и естественно вписывается в любое шоу. Появился данный стиль на рубеже столетий как сценический.
Модерн и Айседора Дункан Существует легенда, что отчизной модерна есть Америка. Придется разочаровать поклонников данной версии. Появился данный стиль во Франции. Теоретик искусства Франсуа Дельсарт был убежден, что танцевальные жесты зависят от эмоционального состояния. Среди его учеников был американец Огил Маккей, который начал пропагандировать идеи преподавателя в Соединенных Штатах. Еще одна ученица Дельсарта, Женевьева Стебан, преподавала самой Айседоре Дункан, покорившей танцем модерн всю землю, включая Россию.
В Россию Дункан приехала осознанно, уверенная, что в новом революционном обществе она сможет развивать идеи стиля модерн. Ей кроме того удалось основать тут школу, просуществовавшую вплоть до 1949 г. И закрыта школа была не из-за веяний эры, а по причине того, что строгие приверженцы балетной штудии не приняли раскрепощенного, эффектного, выделено артистичного танца.
© Айседора Дункан
Айседора вдохновенно танцевала на подмостках английских театров, приводя публику в восторг. Действительно, в Европе танец попал на хорошую почву отрицания классики. Идеи Дункан, что движения в классическом балете неестественны, были восприняты на «ура». Танцовщица выступила с лекцией «Танец будущего», которую считают необычным манифестом. Она упрекала классический балет в преступном насилии над телом человека и пренебрежении законами гравитации.
© Айседора Дункан
Естественность тогда связывали с античной культурой. Дункан выполняла танцы в тунике, принимая позы, повторяющие картинки на древних вазах. Отказалась она и от пуантов, танцевала босиком, за что модерн довольно часто именовали «танцем босоножек». Характерным для него стали плавные волнообразные движения, импровизация. По сути, классическому танцу, в котором властвовала «вертикаль» как знак устремления духа ввысь, модерн противопоставил «горизонталь». Несложный пластический язык и опора на всю стопу подчеркивали связь человека с Землей, как у Антея, черпавшего свою силу у Геи.
Кроме этого Дункан была уверена, что нужно воспитывать не опытных танцовщиц, а гармоничных людей. Она танцевала под музыку, вовсе не предназначенную изначально для пластического искусства. Так, она применяла камерные и симфонические мелодии, и казалось, что ее движения в полной мере с ними соответствуют… Декорации же при выполнении модерна сводились к минимуму.
Основоположники стиля
Но Айседора Дункан была не единственной, кто «пропагандировал» модерн. Так, француженка Лои Фуллер особенное внимание уделяла ясности рук и корпуса. Она кроме этого применяла для образов бабочек либо пламени броские ткани и световые эффекты. Фактически, как раз Фуллер возможно назвать создательницей танцевального шоу. Среди основоположников стиля модерн были и швейцарцы Рудольф Штайнер и Эмиль Жак Далькроз, и австриец Рудольф фон Лабан. Как раз они создали базы, как его тогда именовали, «экспрессивного танца».
© Лои Фуллер
Любой из танцоров-«модернистов» имел свое направление. Так, Курт Йосс пробовал соединить ясность, классический танец и пантомиму. Мэри Вигман больше всего интересовали чувстве. Она пробовала передать в танце ужас, отчаяние, боль и т.д. Грет Палукка внесла в модерн технику высоких прыжков, Марта Грэхем создала технику «усилия» и «расслабления», до сих пор актуальную во всем мире.
Особенную роль в развитии стиля сыграли кроме этого два американских танцора и хореографа — Рут Сент Дени и Тэд Шоун. Благодаря им в 1915 г. Была открыта школа «Денишоун», ставшая знаком опытного танца модерн.
Обратно на родину В 50-е гг. Появились новые экспериментальные танцевальные направления. Их представители отрицали сценическое пространство и переносили свои представления на улицы, крыши и в парки. Они стремились вовлекать в театральное действо и зрителя. Многие хореографы всецело отказались от музыкального сопровождения, предпочитая шумы и ударные инструменты.
К этому же времени относится и происхождение в Японии направления буто. Японские хореографы находились под влиянием европейского сюрреализма, что и вылилось в создание весьма уникального танца в стиле модерн, но уже обогащенного восточными элементами.
Труппы танца модерн распространились и в других государствах мира. Обширно известны танцевальный ансамбль И. Крамера (Швеция), Нидерландский танцевальный театр, Печский балет (Венгрия), «Батшева» и «Инбал» (Израиль), танцевальная труппа Культурного центра искусств (Филиппины) и др. Модерн получил второе дыхание в государствах Латинской Америки: в Аргентине, Бразилии, Гватемале, Колумбии. На Острове Свободы сложилась своя, весьма необычная школа модерна. В Лондоне, который одним из первых познакомился с танцем модерн, появился наибольший центр по изучению стиля.
В 1972 г. Модерн возвратился на отчизну, где был создан Французский танцевальный театр, обогащенный наработками американских и германских танцоров. В России, где со стилем были привычны с 20-х гг., модерн кроме этого переживает восстановление. Школы танца модерн существуют во всех больших городах России. Появилось направление — русский модерн, успехи которого высоко оценили и в Европе, и в Соединенных Штатах.
Изюминкой модерна есть то, что танцоры неизменно ищут новые движения, экспериментируют. Это живой и неизменно развивающийся стиль, который отличается изяществом, рвением преодолеть каноны, выразить духовные потребности человека. И именно это трогает зрителя до глубины души.