Комическая традиция существовала во все времена. С покон веков народ смешили скоморохи и шуты. Обычно они несли, на первый взгляд, каждый вздор.

Но иногда за этим вздором прятались весьма важные вещи, и к шуткам их пристально прислушивались кроме того власть предержащие.

От артистов до прорицателей

Скоморохи были по сути дела комическими актерами – они устраивали представления для публики. Часто им случалось на протяжении своих выступлений высмеивать аристократов, купцов а также священников, а то и самих правителей. Исходя из этого власть скоморошьи действа не поощряла. Бывало, артистов кроме того сажали в колонию либо наказывали плетьми. Но в народе они неизменно пользовались популярностью.

При дворах монархов и высшей знати в большинстве случаев жили шуты, время от времени карлики, каковые смешили одним своим видом. Представлений они не давали, их обязанностью было развлекать своих господ, не давать им скучать. Многие шуты были вправду остры на язык и имели возможность высказать господину либо госпоже нелицеприятные вещи, за каковые простым смертным бы не поздоровилось. Но придворным «дурачкам» все прощалось. Время от времени хозяева кроме того прислушивались к их критике и принимали ее к сведенью.

Особенной кастой считались блаженные и юродивые. В большинстве случаев, это были люди «не в себе», они вели себя «по-дурны», имели возможность высмеять и серьёзную особу. Но в случае если скоморохов церковь осуждала и преследовала, то к юродивым она благоволила.

Эти явные либо мнимые безумцы не только развлекали публику либо кого-то обличали, но и, согласно точки зрения многих их современников, владели даром прорицания. Вели они себя эффектно и впечатляюще: часто «задирали» зрителей, швыряли в них камнями, грязью и нечистотами, плевались, мололи «зашифрованные» словеса. В России юродство славилось куда больше, чем отдававшая Западом мода на шутов.

Шутки сурового царя Юродства, лицедейства не чурались и особы царского рода. К примеру, Иван Грозный имел привычку наряжаться в сермягу и переезжать из Кремля, сажая вместо себя царем на Москве некоего Бекбулатовича, к которому велел приезжать боярам на поклон… Юродствующий правитель придумал себе и псевдоним – «Парфений Уродивый», а в посланиях от имени последнего именовал себя «окаянным», «убогим духом и нищим», «скверным и душегубцем», «псом смердящим».

Из загородного дворца царь выезжал в Москву в сопровождении трехсот стрельцов, а впереди в золотых одеждах, в колпаке с нашитыми на нем ослиными ушами и серебряными бубенцами верхом на огромном быке ехал шут Осип Гвоздь. Он был сыном князя Примакова-Ростовского и такое прозвище взял за свое соленое остроумие.

Произошла как-то с его стороны неосторожная шутка в адрес самого царя. И вот что за этим последовало. «В один раз, — свидетельствовал современник, — в то время, когда он особенно прибегал к шуткам, тиран велел ему отойти от стола и тем временем приказал принести кипящие щи. После этого тиран велел его позвать и подойти поближе. Когда тот подошел и склонил голову в поклоне, тиран опрокинул ему на голову эти кипящие щи с капустой. Тот закричал от боли…» Ну, хорошо бы, «пошутил» царь по-суровому и завершил бы все смехом. Так нет, Иван Васильевич догнал Гвоздя и вонзил в него свой нож… После этого велел позвать доктора. В то время, когда стало известно, что помощь ненужна, царь, почитающий Всевышнего, сострил: «Так пускай сатана приберет его, раз он не захотел ожить!»

Юродство – это вид святости, которая, не хотя быть определённой, надевает на себя маску нелепости и шутовства. Юродивый в чем-то сродни библейскому пророку – в умении предсказывать, но еще больше в обличении. Юродивый пытается, как сказано в одном церковном песнопении, «сумасшествием мнимым сумасшествие мира обличить». Он противостоит не только «сумасшествию» повседневных грехов, но и правонарушениям власти. В то время, когда Иван Грозный, жестоко разорив Новгород и наказав его обитателей, двинулся на Псков, на пути ему повстречался юродивый Никола Салос. В качестве угощения, по преданию, он внес предложение царю кусок сырого мяса. На возражение сурового властителя, что он не ест мяса в пост, Никола мужественно и дерзко ответил, что тот делает и нехорошие вещи – ест плоть христиан… Потрясенный данной встречей и откровенной речью «божьего человека», Иван Грозный не тронул псковичей и возвратился в Москву.

Комическая власть

По прошествии столетий шутовство и юродство пошло на убыль. Роль потешников и смехачей неспешно перешла к опытным актерам. Но традиция сохранилась. Обожал потешаться над соратниками, как над шутами, «вождь всех времен и народов» Иосиф Сталин. Говорят, он наслаждался, тайно замечая за судами над сановными «врагами народа», каковые преобразовывались в настоящие спектакли. А Никита Хрущев развлекал своих заморских «сотрудников», стуча снятым ботинком по трибуне.

В наше время бывает телевизионные шоу, на протяжении которых участники выплескивают оппонентам в лицо воду из стакана, таскают друг друга за волосы, швыряют в недругов папки и другие предметы, не к месту устраивают пляски… Что это, как не новая форма шутовства?

ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ. Цикл «Великие Империи мира» (документальный)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Индекс цитирования