Прародительницей всех струнных инструментов исследователи считают как раз арфу. К тому же данный инструмент овеян флёром романтики и любви.

«На арфе играется только тот,
Кто свободен и знатен,
Она ни при каких обстоятельствах не звучит
Под рукою раба…» (создатель малоизвестен).

И не плениться арфой, возможно, нереально.

Арфе посвящали стихи, песни, о ней писали в своих произведениях многие прозаики. К примеру, Лев Толстой в «Войне и мире» говорит, как на арфе игралась Наташа Ростова.

Доподлинно установить, сколько столетий насчитывает история арфы, не представляется вероятным. По словам учёных, появилась она в глубокой древности, по ведущей догадке, на создание арфы, как музыкального инструмента человека навёл обычный лук на протяжении охоты. Кто-то из охотников, владея утончённым слухом и свойством ощущать красивое увидел, что при натягивании тетивы, она издаёт ласковый приятный звук.

Повторив своё воздействие пара раз, и убедившись в правильности своего восприятия, он начал экспериментировать. Натянутая рядом с первой более маленькая тетива, издавала мало другой звук, а вместе с первой их звучание создавало уже мелодию. Пускай и примитивную, но талантливую усладить слух древних людей. Так, и появился первый струнный щипковый инструмент.

Позднее к первой и второй струне были присоединены последующие, каковые имея различную длину, издавали различные звуки. Данный старейший музыкальный инструмент назвали арфой.

Арфы были весьма популярны в Старом Египте. Один из древних иероглифов означавших слово «красивое» в один момент означал и слово «арфа».

Их изображения на фресках, относящихся к XV веку до нэ, всё ещё напоминают лук. Одно время кроме того считалось, что отчизной арфы был Египет. Древнеегипетские арфы поражают красотой: их покрывали золотом, серебром, инкрустировали перламутром и драгоценными камнями. Неспешно они усовершенствовались, появились арфы дугообразные и угловые, громадные и малые. Играли на них стоя, и только малую угловую арфу сидящий музыкант ставил на колени, и защипывал струны пальцами либо плектром.

Мелодия арф звучала, и на протяжении религиозных ритуалов, на придворных церемониях, в театрах, и в частных зданиях. Древний Египет славился множеством гениальных арфистов и арфисток. Сохранились кроме того кое-какие имена.

К примеру, имена Неферхотеба и Онху – египетских арфистов, живших 4000 лет тому назад, арфиста Александра, который приводил к восторгу слушателей своей игрой на арфе во II веке н.э., певиц-арфисток Бакит, Сешешет. В папирусах возможно отыскать и другие имена музыкантов древности. В Древней Месопотамии – Междуречье, арфу именовали не в противном случае, как «царицей инструментов».

Вавилонский гимн о сотворении человека исполнялся под сопровождение одних лишь арф. Но значительно чаще арфы звучали в громадных оркестрах, в каковые входило до 500 музыкантов. В старейших гробницах в Уре были обнаружены захоронения арфистов в драгоценных венках вместе с арфами. Одной из старейших арф считается арфа найденная археологами при раскопках шумерского города Ура в Месопотамии. Учёные уверены в том, что данной арфе не меньше четырёх с половиной тысяч лет.

арфа, музыка, музыкальные инструменты, струнные инструменты, история, отдых

Историк Иосиф Флавий, живший в первом веке нашей эры, писал, что в Палестине на протяжении торжественных торжеств, на арфах игрались до 40 000 арфистов. Известна была арфа и в Иудее, поскольку на арфе игрался ещё царь Давид. В античные времена арфа была распространенным музыкальным инструментом не только на Востоке, громадной популярностью она пользовалась в Греции и Риме, куда, по-видимому, и пришла с Древнего Востока… Не смотря на то, что древние греки думали, что арфу изобрёл Гермес.

С арфой постоянно появлялась муза танца и песни Терпсихора. Арфу считали знаком искусства, красоты, гармонии, самообладания. Древнегреческие арфы были треугольными. В древности арфы были частью культуры кельтов. Их всевышний огня Дагда руководил сменой времён года игрой на арфе. На данный момент арфа есть эмблемой Уэллса. Найдены арфы и при раскопках на территории Средней Азии. К примеру, портрет арфистки с инструментом в руках найден в Таджикистане среди настенных росписей старого города Пенджикента.

Фреска с играющейся на арфе дамой отыскана при раскопках города крепости III века Топрак-Кала, на территории Старого Хорезма, во дворце шахов. Нашли археологи арфу и в Алтайском крае в Пазырыкском кургане. Согласно точки зрения учёных, эта арфа была изготовлена в V – III столетиях до н.э. В Европе арфа особенно была популярна в Средние века. Самыми лучшими исполнителями считались ирландские арфисты, каковые под сопровождение маленькой переносной арфы выполняли ирландские саги. Сохранилась ирландская скульптура, изображающая арфу, которая относится к VIII веку.

У ирландцев имеется своя легенда о происхождении арфы. В ней рассказывается, что когда-то давным-давно одна юная дама задремала на морском берегу и через сон услышала звучание подобное ветру, перебирающему сухожилия на скелете кита. Эта мелодия так ей понравилась, что она поведала о ней супругу, который и изготовил первую арфу из дерева, натянув на ней жилы кита.

Но учёные уверены в том, что первую арфу в Ирландию завезли мореплаватели на купеческих судах около 1200 лет до нэ. Сами ирландцы продолжают утверждать, что свою арфу они изобрели сами. Её прототипом они именуют музыкальный инструмент называющиеся круит, который они усовершенствовали, сделав крепкую раму, а конские волосы заменили золотыми и серебряными струнами, и назвали инструмент арфой.

Но в первую очередь арфы в средневековье звучали в церковных оркестрах и хорах. В те времена как раз монастыри и соборы были необычными центрами музыкального искусства. И среди монахов было большое количество гениальных исполнителей, теоретиков и педагогов. Трактаты об инструментах, каковые дошли до наших дней, написаны как раз учёными монахами. В XI-XII столетиях арфы были распространены в зданиях знати. И только в XIII – XV столетиях она делается народным инструментом и поёт в руках бродячих музыкантов, менестрелей, жонглеров и других.

Было время, в то время, когда в Англии арфа находилась под запретом, закон изданный английским правительством в 1367 году запрещал исполнителям музыки на арфе пересекать границу Англии. Но, чем больше запретов, тем посильнее желание познать запретный плод. В XV – XVII столетиях в Италии, Франции, Англии и других государствах появились громадные арфы, каковые на протяжении игры ставились на пол. Неспешно назрела необходимость усовершенствования арфы.

Делались различные попытки, так в Италии одно время существовала арфа с двойным рядом струн, для обеих рук, называлась она двойная арфа – «doppia». Но во второй половине XVII века от её применения отказались. В 1720 году Якоб Хохбрукер усовершенствовал арфу, приделал инструменту семь педалей, каковые через проводники присоединялись к грифу и влияли на крючки, создававшие увеличение тона. Играть на арфе стало несложнее. В 1810 году известный фортепьянный мастер Себастьян Эрар создал педали двойного действия, каковые давали возможность повышать звук на полутон и тон, соответственно диапазон звучания арфы расширился с пяти октав до шести с половиной.

Арфа имеет треугольную форму и складывается из резонансного корпуса, длиной около одного метра, к которому присоединена плоская дека, посередине которой прикреплена узкая и узкая рейка из жёсткого дерева. В рейке пробиваются отверстия для крепления жильных струн. В верхней части прикрепляются колки для настройки этих струн. Для оказания сопротивления натяжения струн между грифом и резонансным корпусом в форме колонны приделывается брус.

Количество струн у арфы неспешно возрастало, сперва с 7 до 30. А у современной громадной арфы их уже от 45 до 47. Весить арфа может до 20 килограмм. Как и в прошлые времена, арфу стараются сделать прекрасной и её красивую раму украшают резьбой и всевозможными орнаментами. В России арфа появилась в восемнадцатом веке, во времена императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Играли на ней девушки из аристократических семейств, а также и царевны.

Позднее готовить арфисток стали в Смольном университете, основанном Екатериной II. Из этого университета вышли первая русская арфистка Глафира Романовна Алымова (1758 – 1826), которую изобразил играющейся на арфе живописец Д. Г. Левицкий, В.М. Пушкарева, доктор наук Столичной консерватории К.А. Эрдели. В десятнадцатом веке уже считалось, что мочь играть на арфе обязана любая вежливая женщина из порядочного семейства.

Но на арфе игрались и крепостные, к примеру, Прасковья Ивановна Ковалева, по сцене Жемчугова, которая потом стала женой графа Н. Шереметьева. В наше время арфа достаточно резко отличается от своих древних и средневековых предшественниц и употребляется и как солирующий инструмент, и как один из инструментов оркестра.

Для арфы писали такие узнаваемые композиторы, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Г.Берлиоз, Р. Вагнер и Ф. Лист, К. Дебюсси, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многие другие. Своим непревзойдённым звучанием, свойством передавать звуки природы, рисовать воображению чудесные картины, арфа, как ни один другой инструмент во все времена воодушевляла не только композиторов, но и поэтов.

«Нет! Арфу слышу я: её чудесный звук.
На розах, спящих согласьем тихострунным,
Как эхо, мне далеко щекочет ласково слух;
Иль шумом будит внезапно вблизи меня перунным».
(Г. Р. Державин).

«В то время, когда на арфу ты положишь руку,
Чтоб струны содрогнулись в игре прекрасной,
Ты отыщешь в памяти внезапно, прислушиваясь к звуку:
«Его я развлекала данной песней…»
(Адам Мицкевич).

«Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы лёгкий звон,
В то время, когда полуночь, ненароком,
Спавших струн встревожит сон?..»
(Фёдор Тютчев).

Видеть музыку — Развивающий мультфильм для детей

Концерт Элизбара (Alizbar). Кельтская арфа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите свой email адрес:

Рекомендую
Советую
Новинки
Фотошоп

Новое

Индекс цитирования Яндекс.Метрика